Воскресенье, 19.05.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя биологии Шельгорн Людмилы Валерьевны

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Факультативы
29.12.2014, 17:05

 

Рабочая программа

Учителя

Шельгорн Людмилы Валерьевны

 

Элективный курс «Тайны живой природы»

на 2013-2014 учебный год

 

9 класс

 

Пояснительная записка

 

                  Курс «Тайны живой природы» предназначен для учащихся 9 класса и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней школе. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 8 часов. Особенности занятий – их проблемный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации. При отборе содержания занятий используются вопросы из разных разделов биологии, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе.

Цель данного элективного курса:

  • Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
  • Помочь учащемуся подготовиться к ГИА, к вступительному экзамену в средне - специальное учебное заведение
  • Восполнение некоторых содержательных пробелов основного школьного курса

 

Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.

 

Задачи курса:

  • Дать учащимся представления о структуре ГИА
  • Систематизировать знания учащихся
  • Рассмотреть специфику животных и растительных клеток и тканей их физиологию, проблемы сущности и происхождения жизни, загадки эволюции, современные исследования в генетике, тайны генома, загадки экологии, секреты долголетия человека.
  • Выявить особенности строения и функции основных видов животных и растительных клеток, тканей, их химический состав, строение генома, иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов.
  • Формировать представления о физиологии растительного организма, эволюции живого, экологических аспектах, связанных с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах; о биологических ритмах и их проявлениях у растений, животных, человека.
  • Развивать умения изучать клетки, ткани микроскопическим методом исследования, выдвигать гипотезу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

 

Тематическое планирование

Элективного курса «Тайны живой природы»

на 2013-2014 учебный год

 

 

Название темы
 
Тема 1. Проблема сущности и происхождения жизни (1 час)
1
Как возникла жизнь на земле? Проблема происхождения Земли;
различные гипотезы. Анабиоз – жизнь или смерть?
 
Тема 2. Загадки эволюции (2 часа)
2
Эволюция – миф или реальность? Почему вымерли динозавры?
Додарвиновский период. Синтетическая теория эволюции
3
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Процесс видообразование
 
Тема 3. Современные исследования в генетики (2 часа)
4
 Краткая история генетики человека. Методы изучения 
наследственности человека.
Истоки и перспективы международной программы «Геном человека».
5
Генная и клеточная инженерия. Трансгенные организмы.
Проблемы клонирования. Вопросы клонирование человека.
 
Тема 4. Тайны иммунологии (1 час)
6
ВИЧ-инфекция: признаки заболевания. 
Механизм проникновения вируса в клетку

Вопросы профилактики ВИЧ/СПИДа. 
Возможности изобретения вакцины. ЗППП, их профилактика.
 
 
 
Тема 5. Загадки экологии (2 часа)
7
Что такое биологические ритмы и биологические часы?
8
Здоровье человека и окружающая среда. Обобщение.

 

Содержание занятий элективного курса

 

Тема 1.

Проблема сущности и происхождения жизни (1 ч.)

Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождения жизни, вечности жизни, «космического» зарождения жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов. Теоретические и практические аспекты проблемы анабиоза.

 

Тема 2

Загадки эволюции (2 ч.)

Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч.Дарвина об эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические. Перспективы решения проблемы вымирания видов.

 

Тема 3

 

Современные исследования в генетике (2 ч.)

Достижения биологической науки в ХХ – ХХI вв. Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.

 

Тема 4

Тайны иммунологии (1 ч.)

Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученых в развитие иммунологии. ВИЧ- инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.

 

Тема 5

Загадки экологии (2 ч.)

Биологические ритмы, их проявление у растений, животных, человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Астрономическая медицинская служба. Здоровье человека и окружающая среда.

 

Литература

 

 

  1. Биология. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия
  2. Биология. В 2 кн. Учеб. Для медиц. Спец. Вузов\ В.Н. Ярыгин, в.И. Васильева, И.Н. волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., стер. – М.:Высш. Шк., 2000. – 448 с.: ил.
  3. Биология: Общая биология. Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.- М.: Просвещение, 2000
  4. Большой справочник по биологии. –М.: «изд. Арстель», Фирма «Издательство АСТ», 2000
  5. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Городские животные. Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.-Эгмонт Россия, 2001
  6. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. –М.:Наука, 1988
  7. Динозавры. Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: Росмен, 1999
  8. Ивахненко М.Ф., Корабельщиков В.А. Живое прошлое Земли. –М.: Просвешение, 1987
  9. Касаткина И.Н. Биороитмы и здоровье // Серия « Здоровый образ жизни», 2002

10. Легенда о динозавре // Наука и жизнь. 1985. -№ 4

11. Общая биология. Учебник для 10- 11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др.

12. Покровский В., Плецитой А. Спид – вопросы и ответы. –М.: Знание, 19997

13. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. –   

           Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.

14. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение,

           1997. – 320 с. ил.

15. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе» -2001, №5

Категория: Мои файлы | Добавил: Dexizes
Просмотров: 721 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0