Рабочая программа
Учителя
Шельгорн Людмилы Валерьевны
Элективный курс «Тайны живой природы»
на 2013-2014 учебный год
9 класс
Пояснительная записка
Курс «Тайны живой природы» предназначен для учащихся 9 класса и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней школе. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 8 часов. Особенности занятий – их проблемный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации. При отборе содержания занятий используются вопросы из разных разделов биологии, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе.
Цель данного элективного курса:
- Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
- Помочь учащемуся подготовиться к ГИА, к вступительному экзамену в средне - специальное учебное заведение
- Восполнение некоторых содержательных пробелов основного школьного курса
Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.
Задачи курса:
- Дать учащимся представления о структуре ГИА
- Систематизировать знания учащихся
- Рассмотреть специфику животных и растительных клеток и тканей их физиологию, проблемы сущности и происхождения жизни, загадки эволюции, современные исследования в генетике, тайны генома, загадки экологии, секреты долголетия человека.
- Выявить особенности строения и функции основных видов животных и растительных клеток, тканей, их химический состав, строение генома, иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов.
- Формировать представления о физиологии растительного организма, эволюции живого, экологических аспектах, связанных с охраной живых организмов, их ролью в городских экосистемах; о биологических ритмах и их проявлениях у растений, животных, человека.
- Развивать умения изучать клетки, ткани микроскопическим методом исследования, выдвигать гипотезу, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.
Тематическое планирование
Элективного курса «Тайны живой природы»
на 2013-2014 учебный год
№
|
Название темы
|
|
Тема 1. Проблема сущности и происхождения жизни (1 час)
|
1
|
Как возникла жизнь на земле? Проблема происхождения Земли;
различные гипотезы. Анабиоз – жизнь или смерть?
|
|
Тема 2. Загадки эволюции (2 часа)
|
2
|
Эволюция – миф или реальность? Почему вымерли динозавры?
Додарвиновский период. Синтетическая теория эволюции
|
3
|
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Процесс видообразование
|
|
Тема 3. Современные исследования в генетики (2 часа)
|
4
|
Краткая история генетики человека. Методы изучения
наследственности человека.
Истоки и перспективы международной программы «Геном человека».
|
5
|
Генная и клеточная инженерия. Трансгенные организмы.
Проблемы клонирования. Вопросы клонирование человека.
|
|
Тема 4. Тайны иммунологии (1 час)
|
6
|
ВИЧ-инфекция: признаки заболевания.
Механизм проникновения вируса в клетку
Вопросы профилактики ВИЧ/СПИДа.
Возможности изобретения вакцины. ЗППП, их профилактика.
|
|
|
|
Тема 5. Загадки экологии (2 часа)
|
7
|
Что такое биологические ритмы и биологические часы?
|
8
|
Здоровье человека и окружающая среда. Обобщение.
|
Содержание занятий элективного курса
Тема 1.
Проблема сущности и происхождения жизни (1 ч.)
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождения жизни, вечности жизни, «космического» зарождения жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов. Теоретические и практические аспекты проблемы анабиоза.
Тема 2
Загадки эволюции (2 ч.)
Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч.Дарвина об эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические. Перспективы решения проблемы вымирания видов.
Тема 3
Современные исследования в генетике (2 ч.)
Достижения биологической науки в ХХ – ХХI вв. Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.
Тема 4
Тайны иммунологии (1 ч.)
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученых в развитие иммунологии. ВИЧ- инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.
Тема 5
Загадки экологии (2 ч.)
Биологические ритмы, их проявление у растений, животных, человека. Исследования Л.А. Чижевского по влиянию солнечной активности на организмы. Связь между деятельностью Солнца и заболеваниями человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов. Практическое применение знаний о биоритмах. Астрономическая медицинская служба. Здоровье человека и окружающая среда.
Литература
- Биология. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия
- Биология. В 2 кн. Учеб. Для медиц. Спец. Вузов\ В.Н. Ярыгин, в.И. Васильева, И.Н. волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 3-е изд., стер. – М.:Высш. Шк., 2000. – 448 с.: ил.
- Биология: Общая биология. Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.- М.: Просвещение, 2000
- Большой справочник по биологии. –М.: «изд. Арстель», Фирма «Издательство АСТ», 2000
- Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Городские животные. Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.-Эгмонт Россия, 2001
- Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. –М.:Наука, 1988
- Динозавры. Энциклопедия / Пер. с англ. – М.: Росмен, 1999
- Ивахненко М.Ф., Корабельщиков В.А. Живое прошлое Земли. –М.: Просвешение, 1987
- Касаткина И.Н. Биороитмы и здоровье // Серия « Здоровый образ жизни», 2002
10. Легенда о динозавре // Наука и жизнь. 1985. -№ 4
11. Общая биология. Учебник для 10- 11 кл. школ с углубленным изучением биологии / А.О. Рувинский и др.
12. Покровский В., Плецитой А. Спид – вопросы и ответы. –М.: Знание, 19997
13. Тюмасева З.И., Гольнева Д.П. Целительные силы природы и здоровье человека: У-м пособие для студентов педагогических вузов. –
Челябинск: Взгляд, 2003. – 216 с.
14. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение,
1997. – 320 с. ил.
15. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе» -2001, №5
|